В темных-темных коридорах будем мы учить латынь
1. Ты видишь шапку Мономаха. Приехал специально в другой город, щупаешь стекло, боишься дышать - там же суперохрана и ваще! Возле тебя сонм людей, все точно так же боятся дыать и передвигаются не то что на цыпочках, а на пальцах - кажется, что весь зал полон балерин. Ну шапка и шапка, что-то там такое проходили по истории.

2. Покупаешь кулек конфет. Просил "бэлочку", ну вот тебе ее и дали. Но нечаянно продавец тетя Галя зачерпнула совершенно случайную конфетку, и в пакетик попал карамельны "Снежок". Развернул фантик, сунул в рот - и мыслей сколько - и что вкусно. и что тыщу лет его не покупал, и что вкус-то такой же как в детстве. Эх, а в детстве он отстоял талоны на этот "снежок", а потом на день рождения пришли Люська, Натаха, Павлик и Миха. И смотрели зачарованно на эту розетку со "Снежками". А конфеты разделили по-доброму: рассказывали страшные истории, кто рассказал - тому и конфетка.


Как можно все это сравнивать, и что действительно имеет ценность? Жизнь воспоминаниями - странновато, но видеть только материальную ценность - не менне странно.
На все это дело меня натолкнула цитатка из одной книжки и ее обсуждение в каментах:

"Самое важное в книге, фильме, в любом искусстве - это не то, что вы прочитаете, а те связи и ассоциации которые всплывут в вашей голове"

- инсайты и об афишу на заборе могут случиться
- а также это малость уравновешивает преувеличенное значение книг
они полезны, но не тем, что из них можно, условно говоря, почерпнуть, а тем, что дают толчок мысли и структурируют сознание (в отличие от блогов, например - от них бОльшая дерганость)


Комментарии
10.03.2013 в 18:32

"Принцесса на горошине, звезда и балерина"... А если я люблю чай с печеньем? (с)
Товарищ Бесплатно, я думаю, тут пятьдесят на пятьдесят: хороша та книга, в которой есть "что-то новое, что-то старое". Редко когда книги пишутся без опоры на традиции, так что "что-то старое" в них будет несомненно. Но помимо такой глобальной традиции у каждого из нас есть лично свои воспоминания, и, бывает, какая-нибудь Донцова может чьему-то сердцу сказать больше, чем Толстой, если, скажем, в тот день, когда признавался в любви, держал в руках эту книгу или что-нибудь в таком роде. В таких случаях автор как-то не может точно проследить цепь конкретно ваших ассоциаций, а значит всё то прекрасное, что всплывёт в вашей душе, не его заслуга.
Скажем, карамелька "Снежок" мне ничего не говорит, а вот на шапку Мономаха я может быть так же не дышала.
Со стороны "чего-то нового" хорошо читать книги, чтобы прожить те истории, которые с тобой не случались, узнать мысли, которые ещё не думались, чтобы задуматься об этом самому и через это набираться книжного жизненного опыта.
Думаю, хорошая книга - это тщательно продуманный инструмент по вызыванию определённых ассоциаций. То, что вы прочитаете должно быть ровно тем ассоциациям и связям, что всплывают в голове. И это должен быть замысел автора, итог его работа над книгой, а не случайные ассоциации читателя.
10.03.2013 в 21:23

А что было раньше, курица или яйцо?

Это и есть культура - объекты или произведения создают впечатления, которые получают своё выражение в новых объектах, и так, пока не кончатся те, кто знал, о чём речь.

А потом приходят археологи - откапывают бачок от унитаза - "Ах, какая красота, какое совершенство форм!" - выставят в музее, привесят табличку - и всё завертелось по новой, посетители, впечатления...
11.03.2013 в 22:46

Так я ж ещё не пропатчил и не заапдейтил!
Разумеется, впечатления. Сам объект вообще ничего не стоит и ничего из себя не представляет объективно.
То что стол — это стол, только человек знает по ряду причин.

Балерина в пачке... сигарет, даже если книга мудра бесконечно, а читатель не готов и мысли эти в нём самом ещё не зародились, это будет хламом.
А если мысль есть, то и в пустом листе можно увидеть её.

То есть важен опыт человека по большей части. А вещи, книги — это лишь подсказки и ярлычки.